Эту книгу стоит прочитать, если…

Вы хотели бы понять, как порядок рождения влияет на личность человека, и научиться обращать это во благо для своей семьи, брака и детей.

В двух словах…

Хотите вы того или нет, но порядок рождения человека оказывает большое влияние на течение его жизни. Эта книга помогает читателям понять, почему люди ведут себя по-разному, почему наши дети так непохожи друг на друга, и как лучше понимать свои особенности и особенности/потребности своих детей в свете порядка их появления на свет.

Ключевые мысли…

  • Хотя порядок рождения влияет на большинство людей, далеко не все демонстрируют полный список того, что свойственно их категории. На формирование личности помимо порядка появления в семье большое влияние оказывает наследственность, а также внешняя среда.
  • Будьте осторожны: Родители имеют тенденцию очень уж чрезмерно отождествлять себя с ребенком, родившимся тем же по очереди, что и он сам. Это может привести к тому, что он будет либо слишком строг с ребенком, либо же, наоборот, все спускать ему с рук.
  • Независимо от того, каким по счету родился ваш ребенок, или почему он ведет себя особенным образом, применение дисциплинарных мер необходимо, и это будет лучшим проявлением вашей любви к нему.
  • Родители часто придерживаются одной из двух крайностей: они либо слишком авторитарны, устанавливают слишком много границ и правил; либо они слишком мягкотелые и разрешают детям все, что угодно. Автор предлагает третий вариант, когда родители занимаются воспитанием и образованием детей и дают возможность реальным последствиям производить в детях желаемые изменения. Например, если ребенок забыл дома учебник по математике, родители не пытаются выручить ребенка, а дают возможность реальным последствиям научить его ответственности.
  • Каждый из нас, вольно или невольно, придумывает для себя какой-нибудь девиз, с которым он идет по жизни. Этот девиз отражает больше наше самовосприятие, нежели чем истину в конечной инстанции. Мы (и, соответственно, потом и наши дети) свято верим в этот девиз, верим в его истинность и, отдаем мы себе в этот отчет или нет, но на подсознательном уровне повторяем его ежедневно. Наш девиз является для нас как бы компасом, по которому мы сверяем свое достоинство, свое благополучие, свою значимость. Например, «Я имею ценность только тогда, когда я успешен, или когда я одерживаю победу, или когда я могу развеселить людей, и т.д.» Истина в том, что мы представляем из себя ценность не потому, что мы можем или не можем делать, а потому, что мы созданы по образу Божьему. Это истина, которая справедлива и для нас, и для наших детей. Все остальные определения человеческой ценности, которые мы себе придумываем, и с которыми мы шагаем по жизни, это ложь.

План действий…

  • Никогда не сравнивайте своих детей друг с другом. Предоставьте им свободу быть непохожими на других, принимайте их отличия и проводите достаточно времени наедине с каждым из своих детей.
  • Наши различия могут быть причиной для конфликтов. Проводите регулярные семейные советы, где каждый член семьи может в дружеской обстановке обсудить с остальными, как его поведение влияет на них, и что он может сделать, чтобы поменять его.
  • Все дети лучше реагируют на ободрение, нежели чем на замечания. Показывайте детям, что вам есть до них дело, утешайте их, когда они расстроены, интересуйтесь их проблемами и предлагайте свою помощь.
  • Если вы вынуждены отшлепать ребенка, делайте это спокойно, без гнева, и обязательно после объясните ребенку, за что он получил по попе. Обнимите его, напомните ему, как он должен себя вести, и, если ребенку есть, что сказать, выслушайте его объяснение своего поведения.
  • Читайте своему младшему ребенку с самого раннего возраста (начиная примерно с 6 месячного возраста).

Рекомендации по воспитанию «первенцев» и единственных детей:

o   Дети, которые родились первыми в семье, часто страдают от недостатка понимания разницы между перфекционизмом и отлично выполенной работой. Перфекционизм – это когда вы стремитесь быть и делать все лучше всех. Отлично выполненная работа – это когда вы выкладываетесь на 100 процентов.

o   Родители на собственном примере демонстрируют детям разницу между перфекционизмом и отличной работой. Если вы сами страдаете от перфекционизма, дети обязательно это подхватят. Не относитесь к проблеме перфекционизма легкомысленно. Не нужно бросаться в другую крайность и делать все спустя рукава, но нужно позволить себе и своим детям жить в свободе. Если у вас что-то получится неидеально, это не конец света. Иногда без поражений и неудач нам не научиться этому. Мы должны стать примером того, как жить в свободе, для своих детей.

o   Когда на свет появляется ваш второй ребенок, позвольте старшему заботиться о малыше (кормить его из бутылочки, менять подгузники, и пр.)

o   Не позволяйте старшему ребенку манипулировать вами, чтобы получить что-то от вас. Не поддавайтесь на его истерики и слезы.

Рекомендации по воспитанию средних детей:

o   Если для перворожденных детей главной проблемой является их тенденция к перфекционизму, то для средних детей большей проблемой является проблема скрытности, а также неуверенности в том, что он достоин уважения. Эти дети часто стараются избегать слишком эмоциональных и интимных разговоров, им трудно делится своими чувствами и переживаниями. Поэтому очень важно, чтобы родители намеренно уделяли время общению со средним ребенком, выслушивали его с вниманием и интересом.

o   По той же самой причине, родители должны намеренно спрашивать мнения среднего ребенка по тому или иному вопросу и давать ему иногда принимать решения.

Рекомендации по воспитанию младшего ребенка:

o   Обязательно давайте своему младшему ребенку обязанности по дому.

o   Обязательно следите за тем, чтобы младший ребенок подчинялся правилам и установленному в семье порядку.

o   Не забывайте вывешивать работы своего младшего ребенка, так же как вы делали это для его старших братьев и сестер.

Выдержки из книги…

  • «Если родители чрезмерно авторитарны и строги по отношению к своему первенцу, это грозит тем, что он может просто взбунтоваться против них и вместо того, чтобы быть хорошим учеником, как это свойственно большинству первенцев, просто «забить на школу», только чтобы позлить своих «родителей-идеалистов». Стр. 55
  • «Родители, которые позволяют естественным последствиям делать воспитательную работу, не берут на себя ответственность за поступки своих детей; они оставляют эту ответственность на детях, чтобы те могли учиться на своем опыте и ошибках…. Дети всегда должны нести ответственность за свои поступки». Стр. 260
  • «Родители, которые позволяют естественным последствиям делать воспитательную работу, не наказывают своих детей; они, скорее, дисциплинируют и воспитывают их». Стр. 260
  • «Дисциплинарные меры должны всегда соответствовать проступку. Если ребенок, например, спустил все свои карманные деньги, которые были даны ему на неделю, и потом начал клянчить у вас на что-то еще, вы можете просто сказать ему: «Извини, но я дала тебе деньги на эту неделю. Если ты их все потратил, тебе придется подождать до следующей субботы». Стр. 266
  • «Научитесь просто обнимать ребенка, когда у него какие-то проблемы. Скажите ему: «Все будет хорошо. Что у тебя произошло? Тебе нужна моя помощь?» Стр. 283
  • «Отношение родителей к детям настолько же важно, как и их порядок рождения, как и их разница в возрасте, как и их пол, как и их физические и умственные особенности. Главное, чтобы атмосфера в семье была доброй, теплой, наполненной любви». Стр. 338

Статистика и интересные факты…

  • Девочки-первенцы, которые выросли под влиянием сверхкритичного отца, часто чрезмерно строги к себе и нередко связывают себя узами с нездоровыми людьми.
  • Дети, которые родились первыми, в большинстве своем склонны быть более организованными, серьезными, целеустремленными, амбициозными и склонными к самокопанию перфекционстами. Они имеют тенденцию угождать людям и относятся с уважением к старшим.
  • Ребенок, который был единственным в семье, часто эгоцентричен, поскольку ему не было необходимости учиться делиться всем со своими братьями/сестрами.
  • Дети, которые родились вторыми по счету, часто являют собой прямую противоположность старшим братьям/сестрам.
  • Средние дети чаще остальных детей в семье предпочитают проводить свое время в компании сверстников. Им больше, чем остальным свойственно стадное чувство.
  • Младшие дети в большинстве своем очень нежные, обаятельные, настойчивые, капризные, нетерпеливые, хитрые и избалованные.

Как эта информация изменила мою жизнь…

Я родилась первой в семье, и знакомство с этой книгой помогло мне лучше понять себя и свою склонность к перфекционизму. Поэтому теперь я больше уделяю времени тому, чтобы учить всех моих детей, и в особенности моего старшего сына, что выкладываться на 100 процентов гораздо лучше, чем просто добиваться совершенства. Когда, например, мой сын хочет помочь мне по дому, я не требую от него идеального выполнения задания, а вместо этого просто благодарю его за помощь.

Кроме того, эта книга помогла мне лучше понимать своего мужа, который был средним ребенком и который часто все делает совсем по-другому, чем я. Я стала больше ценить наши различия и быть благодарной за них.

Я также поняла, насколько важно уделять внимание младшему ребенку. Намного проще просто расслабиться и позволить младшим плыть по течению. Однако, такое отношение может привести к вседозволенности, что в свою очередь может привести к большим проблемам для всей семьи.

Информация о книге:
Название книги | Порядок рождения

Автор | ГКевин Лиман
Год издания | 2007 (1998)
Издательство | Библия для всех (Revell, a division of Baker Publishing Group)
Количество страниц | 390 (351)
Веб-сайт автора | www.drleman.com
Веб-сайт | www.kniga.org.ua/author/kevin-leman

Данные материалы предназначены для личного пользования; если вам необходимо сделать копии или распечатки, убедительная просьба указывать ссылку на источник.

Дополнительную информацию о том, на какие языки переведена данная книга, можно найти здесь.

You should read this book if you…

Want to understand birth order to benefit personal relationships, marriage, parenting.

“In a nut shell”…

Your birth order affects your life and this book helps you understand why you are the way you are, why your children are the way they are and how to better understand your and your children’s characteristics/needs based on principles related to birth order.

Key Ideas…

  • Not everyone fits the general birth order descriptions for their particular birth order; a child’s experience with both heredity and environment affect the formation of his or her personality.
  • Be aware: Parents tend to over-identify with the child in the same birth order he or she shares. This can result in the parent putting too much pressure on, or spoiling, that child.
  • Regardless of your child’s birth order or why your child is the way they are, disciplining children is a way to best love them.
  • Parents are often either authoritarian, too many limits, or permissive, not enough limits, in their parenting style. Leman encourages reality discipline instead, focusing on training and teaching your child. For example, if your child forgets his math book, allow reality to discipline the child as he experiences the consequences of not having his book at school.
  • All of us develop a personal life theme, which is a personal motto or slogan that relates to our self-image, not necessarily to truth. We, and our children, believe this theme to be true and subconsciously repeat it to ourselves daily, whether we are aware of it or not. Our life themes define to us when we matter, when our life counts. For example, “I only count when I perform, or win, or entertain, or make people laugh, etc.” The truth for all of us is that we matter not because of anything we do or don’t do, but because we are made in the image of the God of all creation. This is the truth, for us as parents and for our children. All other “themes” that we think make us count in life are lies.

Action Steps…

  • Don’t compare your children. Give them freedom to be different from one another, accept their differences and give all of your children plenty of one-on-one time.
  • Differences can cause conflict. Have regular meetings where everyone sits down to respectfully discuss how their behavior affects other members of the family, and if their behavior is causing problems how they can change it.
  • All children need encouragement rather than prodding. Show your child you care by giving comfort, asking about problems and asking how can you help.
  • If you spank your child, you should be under control, not angry, and always tell the child afterward why he was spanked. After spanking, hold your child, tell the child what behavior you expect in the future, and listen to your child to find out why your child acted the way she did.
  • Begin reading to your youngest child very early (as early as six months).

Tips for parenting first born and only children

  • First-borns tend to struggle with understanding the difference between pursuing perfection versus excellence. Perfection is being the best. Excellence is being his or her best.
  • You as a parent model for the child the difference between perfection and excellence. If you struggle with this yourself, your child will see your model. Take perfectionism seriously. Don’t settle for mediocrity, but allow yourself, and your child, to live in reality. Failure is not the end of the world. Sometimes it takes experiencing this to learn it. We can model this for our children.
  • When you bring your second born child home from the hospital, get the first born to help with the baby (the first born can help feed and diaper the new baby, for example).
  • Don’t let your first born child manipulate you to get special advantages, or give in to a temper tantrum or tears.

Tips for parenting middle children

  • While first borns can struggle with perfectionism, middle children can struggle with feeling respected and with being an avoider. They may avoid sharing their feelings. Be sure you make time to sit and listen to your middle child, intentionally and with real interest.
  • For the same reason, intentionally ask your middle child for his opinion or let him make decisions.

Tips for parenting last-born children

  • Be sure to give your last born child plenty of responsibilities around the house.
  • Make sure your last born child is required to comply with family rules and regulations.
  • Remember to display your last-born’s school/art work as much as you did the work of your other children.

Quotables…

  • “If the parents are authoritarians who come down too hard and too unreasonably on their first born, they can turn her into a rebel who, instead of excelling in school as most first-borns would, messes up just to foil the plans of her ‘perfect parents.’” Pg 55
  • “Reality disciplinarians hold their children accountable for their actions, whatever those actions are, to help their children learn from experience…in all cases children are responsible and accountable for what they do.” Pg 260
  • “With reality discipline parents never seek to punish; they always seek to discipline, train and teach.” Pg 260
  • “Discipline should fit the infraction. For example, the child misuses his allowance. When he asks for something extra before the week is out, you simply say, ‘Sorry, you will have to use your allowance and if you haven’t any left, you will have to wait until Saturday.’” Pg 266
  • “Learn to simply hold your child when he or she is having problems. Just say, ‘Everything’s going to be okay.  What’s the problem?…Would you like me to help?’”  Pg 283
  • “The way parents treat their children is as important as their birth order, spacing, sex, and physical or mental characteristics. The key question is: Was the environment provided by the parents loving, accepting, and warm or was it critical, cold, and distant?” Pg 338

Statistics and Interesting Facts…

  • First-born girls who grow up under a very critical father are often hard on themselves and put themselves in unhealthy situations.
  • First borns tend to be organized, serious, goal setting, achieving perfectionists who are people pleasing respecters of authority.
  • The only child can be self-centered because he or she does not have to share with siblings.
  • Second borns are usually the opposite of first borns.
  • Middle born children often spend more time with their peer group than any other child in the family does. They often run with a pack.
  • Last born children are usually charming, affectionate, persistent, rebellious, temperamental, manipulative, spoiled and impatient.

How this has changed my parenting…

I am a first-born, so it was helpful for me to learn more about myself and my tendencies toward perfectionism. Now I will encourage my first-born child (and all my children) to strive for excellence rather than perfection. For example, when my son helps out around the house, I won’t correct his imperfections, but instead will just thank him for helping.

This book also helped me better understand why my husband, who is a middle child, often does things differently from me. It made me appreciate and be thankful for our differences.

I also understand the importance of giving attention to the last born. It is easier to just let them ride the wave of the family. But, that tendency can lead to permissiveness, which then causes problems for the entire family system.

Book Information:
Book Title | The Birth Order Book
Author | Dr. Kevin Leman
Year of Publication | 1998
Publisher | Revell, a division of Baker Publishing Group
Pages | 351
Author’s Website | www.drleman.com

© Copyright 2017, BookBridges, International, All Rights Reserved.
Please use the BookBridges, but do not copy or reproduce them for your personal benefit without acknowledgment of source.

For more information about what languages this book is available in, click here.